Воскресенье, 30.04.2017, 08:13
Приветствую Вас, Гость
Говорим правильно и красиво!
Главная » Статьи » Методические таблицы » Методические таблицы

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности не только при формировании грамматического строя речи, накоплении словаря, усвоении процессов словоизменения и словообразования. У таких детей также присутствует фонетико-фонематическая недостаточность, что выражается в частых заменах, смешении звуков по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости. Дошкольникам с общим недоразвитем речи затруднительно определить принадлежность звука к гласным или согласным.

Наглядная и красочная таблица помогает детям охарактеризовать звук по принадлежности к гласным или согласным, твёрдым или мягким, звонким или глухим. Опираясь на зрительное восприятие ребенок легче запоминает последовательность, по которой нужно характеризовать названный звук. Дети с интересом воспринимают данный вид коррекционной работы, в занятие включается элемент соревнования: кто быстрее сможет ответить, кто ни разу не ошибется. Можно поощрить наиболее активных и успешных детей каким-либо «призом».
Описание элементов таблицы.
Красный круг – отсутствие преграды (гласный звук).
Круг с изображениями языка, зубов и губ – обозначает наличие преграды (согласный звук).
Согласный звук может быть:
твердым — Синий квадрат, или
мягкий – Зеленый квадрат.
Как твердые, так и мягкие звуки могут быть звонкими (колокольчик) или глухими (зачеркнутый колокольчик). Гласные звуки всегда звонкие.

Практическое использование таблицы.
Таблица располагается на доске или на наборном полотне. Логопед называет звук. Дети думают, а затем вызванный ребенок дает характеристику звука, начиная с верхней части схемы. Предварительно дети получили знания о звуках на фронтальных и подгрупповых занятиях. Таблица дает возможность систематизировать эти знания. Данную таблицу можно использовать как в крупном масштабе, так и в уменьшенном (вклеить в тетрадь для индивидуальных занятий). Многократные упражнения по таблице помогают ребенку впоследствии, не глядя на таблицу давать характеристику звуку, мысленно представляя её. Этот навык будет помогать ребенку и в школе при прохождении соответствующей темы (фонетика).
Категория: Методические таблицы | Добавил: Милледи (19.09.2015)
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: