Среда, 13.12.2017, 16:07
Приветствую Вас, Гость
Говорим правильно и красиво!

 Постановка звука [Л]

Правильная артикуляция:


1. губы в полуулыбке;
2. зубы сближены;
3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.



Постановка:
1-й способ. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл-бл-бл.
2- й способ. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.
3-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук Л лучше всего ставить следующим образом: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный ААААА, попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними резцами. В результате будут получаться слоги ЛА-ЛА-ЛА
4-й способ. Постановка звука [л] при отсутствии этого звука в речи ребенка или замене его на [ы]
1. Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы], либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа.
2. Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребенок усиливал ротовой выдох.
Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух проходит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажимов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы.
3. На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете.
4. Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего» гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук. Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с «жужжащим» оттенком).
5. Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык.
Хочется предостеречь от распространенных ошибок при постановке звука «Л» и посоветовать эффективные приемы:
а) язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами
б) отсутствие плотной смычки. Ребенку предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы
в) неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной.
Зафиксировать внимание на положении губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормальной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение следующего гласного
Автоматизация
Собственно звук [л] возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное формирование произношения звука [л] происходит в слоге, который должен звучать очень отрывисто.
Произносить слоги нужно следующим образом. После того как ребенок прижал язык к верхним зубам и у него получился звук [л], он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла] (гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами лучше работать с использованием картинок.
Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на гласный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука.
Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепотом) – это должно убрать призвук.
После формирования слога [ла] работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы].
В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л].