Вторник, 19.03.2024, 12:02
Приветствую Вас, Гость
Говорим правильно и красиво!

Постановка звука [Р]


Правильная артикуляция:

Губы – разомкнуты. Зубы сближены на расстоянии 4-5 мм. Кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная, теплая, проходит посередине языка.

Выделяют следующие виды нарушений:

1.Звук «р» отсутствует (ротацизм);

2.Звук «р» заменяется (параротацизм).

Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

- на «л», «й», «ы», «г», «в».

3. Звук «р» искажается (ротацизм).

Звук «Р» отсутствует

Звук «р» считается самым сложным по постановке.

Причин отсутствия звука может быть несколько:
Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка.
Слабый напор воздушной струи.
Недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика), приводящая к неумению выполнять языком произвольные целенаправленные движения.

Если у ребенка короткая подъязычная уздечка и нет показаний к ее подрезанию (подрезание подъязычной уздечки проводится в том случае, если она короткая и состоит из неработающей соединительной ткани), то необходимо проводить упражнения по ее растягиванию (артикуляционная гимнастика и массаж).

Растягивание проводят в положении натянутой уздечки шпателем или делают зонд из обычной зубной щетки. Для этого необходимо взять зубную щетку с широким основанием для щетины. Отпилить большую часть основания, сделать края гладкими.

Получившийся зонд удобен и для массажа и для постановки звуков. Растягиванию уздечки способствует специальный массаж. Ухватите уздечку в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и давящими движениями растирайте. Разминайте уздечку по всей длине. Старайтесь ее растянуть. Но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Через некоторое время подъязычная уздечка увеличится.

Так же особое внимание надо уделить упражнениям по развитию воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная струя приводит в колебательное движение кончик языка.


===========================================================


Подготовительный этап постановки звука «Р» включает комплекс артикуляционной гимнастики (см. на сайте).

Постановка звука «р» по подражанию не проводится.

Если ребенок до 5 лет не научился произносить звук «р», значит есть причины, которые необходимо выяснить и устранить.

При постановке обратить внимание на то, что бы:

- язык был распластанным;

- кончик языка сильно упирался в альвеолы.

1. От артикуляционного уклада.

- «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно подуть на него. В момент отрыва языка от неба под напором выдыхаемой струи воздуха возникает короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка. И далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

- «Болтушка». Попросите ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее, у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает». И слышится раскатистый звук «р».

2. Смешанный.

Подготовительный этап.

Выработка «р» проторного (без вибрации кончика языка). Для правильного произношения звука «р» нужно, чтобы передний край языка стал широким. Если язык сужается. То в игровой форме можно попросить ребенка «наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, напряженным, предложите ему поднять язык к верхней губе.

Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевести к альвеолам «бугоркам». Удерживая язык в таком положении, попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к данной артикуляции, можно приступить к постановке звука «р».

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звука «ж». это напоминает звук «р», но без вибрации кончика языка. Если вместо «р» будет слышаться звук «ж». надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук «а», будет слышен слог «ра». Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка.

Полученный звук «р» называется проторным.

=====================================================


Выработка «р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Как только ребенок научится удерживать правильное положение кончика языка у верхних резцов, можно приступить к постановке звука «р» с вибрацией кончика языка.

Попросите ребенка поднять широкий язык за верхние резцы и длительно произносить звук, похожий на «ж», затем добавить звук «д».

Попросите ребенка быстро, многократно проговаривать сочетание звуков «д» и «ж». Чтобы язык был напряженным и широким, ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на бугорки за резцами (альвеолами). В это время соской на шпателе производить колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка. Далее можно самостоятельно научить ребенка делать это соской. Можно это делать указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка совершать частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Ребенку объяснить, что будем учиться заводить мотор.

Добившись вибрации кончика языка с помощью соски со шпателем, продолжительность вибрации увеличивают и постепенно переходите к тому, чтобы ребенок делал вибрацию сам.

3. Смешанный, от сочетания звуков «дн», «др», «тр» и с гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема постановки та же.

4. Смешанный, от опорных звуков.

Опорными звуками для постановки звука «р» являются звуки «т», «д», «с». Эти звуки дают подъем кончика языка вверх. Многократные повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук «с» формирует направленную воздушную струю. При необходимости можно воспользоваться зондами.

====================================================


Замены звука «р»

-замена звука «р» на звук «л»; на звук «в» и другие звуки

Ведется работа по развитию фонематического слуха и артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки звука «р».

Постановка та же от опорных звуков (см.выше).

-звук «р» заменяется на звук «рь»

При постановке звука «р» следует обратить внимание на разницу в артикуляции губ. Нужно попросить ребенка округлить губы. Если у ребенка не получается, можно рукой придержать движения губ. Далее работа та же, что и при отсутствии звука «р».


Искажения

При исправлении искаженного произношения звука «р» следует развивать мышцы кончика языка – это массаж и артикуляционные упражнения. Еще помогают расслабляющий массаж корня языка, артикуляционные упражнения, применяемые при отсутствии звука «р», и развитие напора воздушной струи. Можно включать упражнения, вызывающие вибрацию губ сильным напором воздуха.

Звук «рь» ставится по подражанию. Когда ребенок научится произносить звук «р», попросите его слегка улыбнуться и немного опустить кончик языка. Далее произносите звук «рь» с гласными второго ряда: ря, рю, ри, ре.