Вторник, 19.03.2024, 08:00
Приветствую Вас, Гость
Говорим правильно и красиво!


«Угадай, что звучит».


Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Когда малыш запомнит названия предметов, взрослый предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?» - спрашивает он ребенка, а ребенок должен угадать.


«Чудесный мешочек».


Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки.
Все игрушки сложены в мешочек. Взрослый предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.


Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.



«Магазин».


Наглядный материал: игрушки

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает поиграть. "Я буду продавцом”. "А ты будешь покупателем.

Взрослый приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки в словах, отчетливо выговаривал слова.



«Можно ездить или нет».


Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребенок по очереди вынимает из коробки картинки; называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.



«Скажи, как я».


Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.


Цель следующих игр - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.



«Возьми игрушку».


Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов
Взрослый говорит слово шепотом, а ребенок повторяет громко.



«Выдели слово».


Взрослый произносит слова и предлагает ребенку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть определенный звук



«Найди рифму».


Подбираются слова близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Надо следить за тем, чтобы ребенок правильно подбирал слова, произносил их внятно, чисто, громко.


Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.



«Найди и назови нужное слово».



Взрослый предлагает выделять из предложений и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.



«Слова могут звучать громко и тихо».


Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить ребенка различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Ребенок заучивает чистоговорку или скороговорку.


Взрослый предлагает произнести ее сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
Аналогично проводится игра

«Слова могут звучать быстро и медленно».


Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.



«Какой звук есть во всех словах?»


Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один и тот же звук. Ребенок называют звук.
Взрослый следит, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.

Аналогично проводятся и другие игры, правила которых можно спросить у воспитателя.


«Назови первый звук в слове»
«Назови последний звук в слове».
«Четвертый лишний»



Особое внимание, пожалуй, надо уделять чтению сказок, рассказов.

Для коррекции речи малыша очень полезно то, что ребенок примеряет роли самых разных сказочных героев. И положительных, и отрицательных. Накладывается отпечаток и на воспитание ребенка. Он начинает глубже чувствовать ту тонкую грань между плохим и хорошим.
Еще одной немаловажной функцией, помогающей сформировать личность ребенка, является ассоциация себя с разными персонажами. Сначала ребенок учится общению с героями в игре, а уже потом эти навыки переходят на общение в коллективе со сверстниками. А также развивают положительные качества у ребенка, такие как ответственность, понимание, сочувствие. Как это проявляется? Все в тех же играх. Ребенок кормит куклу, укладывает ее спать, успокаивает, играет с ней.
Очень полезна в данной работе театрализация сказок.
Так как, озвучивая героя, ребенок старается произносить слова четко, правильно и громко, стараясь со всей выразительностью передать эмоции зрителям.